Мы в соцсетях

Пн - Пт 11:00 - 22:00
В Вашей корзине
0 товаров
На сумму: 0.00 руб.
Друзья, 

c 01 июля 2015 г. наш магазин перешёл на условия работы исключительно как Интернет-магазина. Т.е. с 01/07/2015 мы не отпускаем товар из офиса на Пролетарской. Это связано с введением городскими властями нового торгового сбора, который должны уплачивать все розничные магазины……….Подробнее

 

Друзья!

 

При оформлении заказов просим, перед оплатой уточняйте наличие выбранных товаров у наших менеджеров.

 

Вы здесь

Чаще всего спасение утопающих становится делом рук самих утопающих

Дайвинг - лучший отдыхУчитывая эту старую, но поразительно действенную аксиому, следует особенно внимательно прислушаться к советам и рекомендациям опытного дайвинг - инструктора. Старайтесь всегда скрупулезно проверять и исполнять все, что требуется, и тогда вашим постоянным сигналом станет традиционное - у меня все O’kay. Дайвинг не так сложен, как кажется на первый взгляд, разумеется, при условии соблюдения всех правил и инструкций. 

Известно, что дайвинг является одним из самых безопасных видов активного отдыха. Ведь по статистике несчастных случаев он прочно занимает отдаленное 22 место, сразу же после боулинга. Тем не менее, дайвинг в обязательном порядке сопряжен с подготовительными занятиями. Кроме этого, каждому погружению необходимо уделять должное внимание. Ни в коем случае не следуйте примеру тех индивидуумов, которые всерьез полагают, что если деньги за дайвинг уплачены, то все вопросы должен решать дайвинг - центр. Это заблуждение, хотя и довольно распространенное.

Не забывайте, что существует два типа дайверов: или геройский, или долгоживущий. Скорее всего, многие предпочли бы статус «долгоживущего».

Установлено, что во время занятий дайвингом обостряется интуиция. Поэтому если Вы себя чувствуете неважно или вдруг возникло ощущение, что сейчас в воду заходить не стоит - лучше прислушаться к чувствам и действительно отказаться от погружения. Так называемое «шестое чувство» все-таки имеет  есто быть, так как доподлинно известно, что на самолеты, которые терпят крушение, по статистике, пассажиры больше всего опаздывают или вообще не являются на посадку. Видимо эти пассажиры каким-то образом интуитивно чувствовали негативное развитие событий.   


Скажите, ну как, к примеру, объяснить поведение некоторых дайверов, склонных к массовому вечернему употреблению алкоголя накануне погружений. Во время ныряний под действием высокого давления еще не выведенные окончательно из организма продукты разложения алкогольных напитков как бы начинают вторично воздействовать на организм, что приводит к совершенно не адекватному поведению дайвера. Разумеется, нет ничего плохого в бокале вина за ужином, но слишком обильные возлияния перед утренним погружением – это самоубийство. Вышесказанное можно отнести и к некоторым лекарствам, к примеру, транквилизаторам. Так как подобные опыты на людях не проводили, ни одному, даже самому компетентному в мире врачу, заранее неизвестно, как будут действовать на человеческий организм лекарства и погружения одновременно.  В любом случае лучше воздержаться от употребления этой химии. Не стоит превращаться в подводного подопытного кролика.


На что же необходимо обратить внимание первую очередь,  для того, чтобы погружения и всплытия сравнялись в количестве? 

Во время чтения небольшой инструкции, которая приведена ниже, Вам может показаться, что запомнить все эти детали довольно сложно и проблематично, не говоря уже о точном и постоянном выполнении всех процедур безопасности. Однако в действительности все эти действия не отличаются сложностью и не занимают много времени.

Все это чем-то напоминает обучение вождению автомобиля, особенно тот момент, когда садишься в первый раз за руль: внимание рассеивается, ноги не слушаются, постоянно хочется посмотреть на педали, а инструктор требует смотреть на дорогу. В дайвинге освоение процедур безопасности происходит точно так же, как и во время обучения вождению. Прежде чем все войдет в норму, должно пройти некоторое время, и уже дальше станет привычным и обычным.

На что следует обратить внимание, покупая оборудование для дайвинга?

Одной из главных проблем для дайвера является покупка оборудования. В данный момент на отечественном рынке присутствуют почти все самые известные мировые бренды, изготавливающие снаряжение для подводного плавания. Решив купить собственное оборудование, начинающий дайвер чаще всего начинает выбирать его, учитывая рекламируемые потребительские качества. Однако в действительности продукция практически всех самых известных мировых брендов очень высокого качества и понять, какому регулятору отдать предпочтение, очень сложно.

В таких изобильных условиях профессионалы обращают внимание, прежде всего, на сервис. Лучше приобретайте такое оборудование, которое можно легко обслуживать, а делать это, например, с регулятором, в соответствии с инструкцией компании-изготовителя, следует или раз в год, или после каждых 100 погружений. Регулятор может работать безотказно, если вовремя  его относить в сервис-центр. Будьте любезны, не экономьте на этой недорогой процедуре, и Вы забудете о многих проблемах.  

Также примите во внимание, что обслуживание потребуется не только регулятору, но и BCD, а вернее, его инфлятору. Это почему-то упускают из внимания большинство дайверов.

Вдобавок ко всему, когда Вы окажитесь у моря и захотите понырять, появится проблема с поиском дайв-центра. 

Как выбрать подходящий дайвинг-центр?

Прежде всего, Вы должны решить, насколько важен для Вас хороший сервис,  памятуя при этом, что приличный дайвинг дешевым быть не может.
Обычно высокая стоимость дня дайвинга определяет уровень самого дайв-центра, его сервис и подготовленность инструкторов. Цену определяет также и расположение центра: если он ближе к курортной зоне, значит, более востребован, а, следовательно, и дороже. Кроме того, большое значение для развития центра имеет наличие грамотного менеджера. Самый приемлемый вариант – менеджер-европеец.

Всё это взаимосвязано между собой очень просто. Большие затраты дайвинг-центра на аренду помещения и зарплату хорошим специалистам, которые попросту не будут работать за копейки, красноречиво свидетельствуют о его успехе и количестве дайверов, пользующихся его услугами. В известном  дайв-центре с хорошо налаженным менеджментом европейского уровня Вы наверняка не будете беспокоиться о наличии трансфера или о доставке вашего оборудования. Кроме того, можно быть уверенным в большом опыте  дайв-гида, в наличии чистого воздуха в баллонах, а также хорошем  питании на корабле.    

Как говориться, за ваши деньги – любой каприз. Однако и Вы  должны четко выполнять все инструкции дайв-центра. Например, представитель трансфера не станет преследовать Вас по всей гостинице и ждать более пяти минут: не успели - ваши проблемы. Также предполагается, что на корабле вы будете следить за своим оборудованием, аккуратно складывать его в отведенном месте, а не разбрасывать снаряжение по всей палубе. Нередко  можно наблюдать типичную картину: бот, свободно принимающий на борт 20 немцев, тесен всего лишь для 8 наших соотечественников. Возможно, этот факт легко объяснить особенностями загадочной русской души, для которой  требуются большие пространства.

В правильном дайв-центре по головке не погладят не только за попытку прихватить что-нибудь со дна, но и просто за прикосновение ласт к кораллам. Больше всего ратуют за это немецкие дайв-гиды, так как большинство из них - представители известной экологической организации «Гринпис». И если гид упомянул, что глубина должна быть 20 м, то не сомневайтесь, глубина будет именно 20 м. Кроме того, гарантированно не возникнет проблем с организацией, снаряжением, дайв-ботом, воздушной смесью и т.д.

Теперь коснемся довольно типичной ситуации. Захотелось Вам сэкономить (а, может быть, правильных дайв-центров в округе просто нет), и Вы направились в дайв - центр по соседству (пусть он будет «арабский»). Его прайс-лист, разумеется, как минимум в два раза ниже «немецкого». Как же в таком случае организовать не опасный дайвинг?

Берем в аренду оборудование: основные моменты  

Если Вам пришлось арендовать оборудование в дайвинг - центре, прежде всего – не торопитесь. В обязательном порядке перемерьте всё «размерное» снаряжение, особенно гидрокостюм и ласты, так как каждая компания имеет свою «линейку» размеров, несколько отличающуюся от других. Кроме того,  известно, что гидрокостюмы со временем слегка «усыхают». В связи с этим нередко возникает ситуация, когда дайвер, точно зная, что его размер 50, берет костюм, но, прибыв к месту погружений, обнаруживает, что в этот гидрокостюм он просто не может влезть. Ну, а ласты лучше всего примерять прямо на боты. Однако если в дайв - центре их нет, то рекомендуем тщательно примерять ласт на ногу, убедившись при этом, что ласты не жмут. В противном случае может появиться судорога, а болтающиеся ласты,  наоборот, приведут к появлению кровавых мозолей. Поэтому в этой ситуации возьмите ласты чуть большего размера и оденьте их на носок. Примерять ласты следует сидя на стуле. Наденьте ласт, согните ногу в колене и  резко выпрямите ее пару раз.

Не останавливаясь на гидрокостюме и ластах, самым тщательным образом проверьте все снаряжение. Спокойно, не обращая внимания на утомленный вид сотрудников центра, произведите внешний осмотр всего снаряжения и требуйте замены, если будет обнаружена какая-нибудь неисправность. Например, у загубника можно обнаружить еле заметные разрывы рядом с креплением к регулятору. Можно подумать, что это несущественная мелочь, однако подобные повреждения обычно встречаются на «октопусе». Если воздух у вашего товарища вдруг закончится, и вы передадите ему свой «октопус», в этот разрыв станет поступать вода, что может привести к несчастному случаю. Совокупность таких вот мелочей и влияет на многие события в дайвинге.

Осматривая снаряжение, вам необходимо проверить целостность ремешков маски и ласт. Для этого растяните их и убедитесь, что на стропах отсутствуют трещины или разрывы. В противном случае обязательно требуйте замены. Небольшое отверстие в  гидрокостюме, возможно, и не столь проблематично. Однако не следует забывать, что гидрокостюм подбирается применительно к температуре, причем в толще воды, а не на поверхности. Согласитесь, одинаково неприятно как перемерзнуть в тонком, так и перегреться в толстом гидрокостюме. Универсальные варианты лучше не использовать, ориентируйтесь на определенную толщину костюма для конкретной температуры. 

Проверка работоспособности манометраВнимательно осмотрев снаряжение, приступайте к сборке скубы, но обязательно перед этим проверьте воздух. Для этого возьмите чистый лист бумаги и, приоткрывая вентиль, подставьте под воздушный поток. Если на листе появятся капли жира, непонятные пятна и т.д., не используйте этот баллон, так как дышать из него будет нельзя. Укомплектовав скубу, жмите на кнопочку принудительной подачи второй ступени и понюхайте воздух: если чувствуются посторонние запахи, не задумываясь, откладывайте баллон.

Также обязательно уделите внимание манометру. Для этого следует открыть вентиль баллона, при условии, что стрелка манометра на нуле, и убедитесь, что стрелка движется вверх плавно, без скачков. Затем закрутите вентиль и понаблюдайте, не опускается ли давление в системе: если подобное падение обнаружилось, потребуйте устранить протечки.

В обязательном порядке  посмотрите, точен ли манометр: бывает, показания на нем завышаются, а это грозит нехваткой воздуха под водой. Для проверки воспользуйтесь другим регулятором или специальным проверочным манометром и сопоставьте показания.

Проверка манометраПосле этого, закрыв вентиль, потихоньку снижайте давление в системе и наблюдайте за реакцией манометра: ход стрелки должен быть  ровным и плавным.

В чем же необходимость этой процедуры? Если манометр с легкой  неисправностью начинает капризничать где-то в средней части шкалы, то можно оказаться в неприятной ситуации, когда вы уверены, что у вас еще достаточно воздуха, а на самом деле его почти нет.    

Перед тем, как нырнуть в глубины, вы должны основательно убедиться в герметичности BCD, а также в полной исправности всех его клапанов. Для этого BCD надо максимально надуть, что позволит через некоторое время  понять - спускает камера или нет. Надувать следует многократным нажиманием кнопочки наддува, меняя при этом силу натиска и одновременно проверяя ее работоспособность. Кроме этого, проверьте силу крепления шланга инфлятора к самому инфлятору на случай маловероятного, но, тем не менее, потенциально допустимого самонадувания BCD на глубине. Затем проверьте клапаны сдува BCD.

Проверка регулятораПосле испытаний BCD проводится проверка работоспособности регулятора. Для этого через него нужно некоторое время подышать. Надлежащим образом отлаженный регулятор не должен выдавать сопротивление на вдох,  но и большой напор воздуха также нежелателен. По сути, проверяя регулятор, вы должны дышать из регулятора без каких бы то ни было усилий.

Обзавестись подводным компьютером, конечно же, лучше своим собственным. Сейчас они подешевели и стали доступны практически каждому. Используя компьютер, можно увеличить безопасность подводных путешествий, особенно в борьбе с кессонной болезнью. Но если Вам все-таки пришлось взять компьютер напрокат, внимательно почитайте инструкцию или проконсультируйтесь у специалиста на предмет корректного обращения с ним.  

Грузовой пояс, что может быть проще этой конструкции – капроновый пояс с пряжкой. Однако долговременное использование капроновой ленты приводит к ее сплющиванию, пряжка плохо фиксируется и пояс начинает постепенно сползать. В итоге, плывущий горизонтально дайвер проблем не испытывает, но как только он занимает вертикальное положение, пояс сразу же норовит свалиться. Хорошо, если успеешь уловить его ногами! В противном случае - аварийный выброс.

Подбирать груз для погружения необходимо основательно, так как самой главной проблемой дайвинга является проблема плавучести. Что характерно, все начинающие дайверы обвешивают себя значительно бóльшим грузом, чем требуется, мотивируя это невозможностью погрузиться. Но лишний груз все-таки нежелателен. К примеру, взял дайвер бесполезных 3-4 кг и пошел на дно. Через время дыхание дайвера пришло в норму и его начинает притягивать ко дну и он, разумеется, поддувает свой BCD, в котором формируется лишний воздух. Если дайвер вдруг захочет всплыть на 2-3 метра вверх, то  воздух в BCD при этом расширится и потащит вверх с возрастающей скоростью.  Самопроизвольное всплытие – одна из самых серьезных проблем, с которой приходится сталкиваться инструкторам.

Для правильного подбора груза необходимо зайти в воду в полностью снаряженном состоянии и выпустить воздух из BCD, приняв позу «ноги вместе,  руки вдоль туловища». При нормальном дыхании вода должна быть на уровне глаз. И это лишь первая ступень всей процедуры подбора плавучести.
Для того, чтобы узнать, сколько всего грузов понадобится, дайвер должен согласовать свою плавучесть с плавучестью баллона, то есть плавание на трехметровой глубине не должно сопровождаться выталкиванием на поверхность.

Ну а как же проблема погружения? Действительно, многие новички интуитивно подгребают ластами, и при этом, разумеется, нырнуть не могут. Более того, воздух есть и под гидрокостюмом, а большинство не всегда полностью стравливает воздух из BCD. Для правильного и беспроблемного погружения спустите весь воздух из своего BCD, при этом поднимая левое плечо выше, чем правое, удерживайте ноги вместе, направив ласты вниз, энергично выдохните и, делая руками отгребающее движение снизу вверх, погрузитесь на 20 см, слегка вдохните и опять – быстрый выдох. После этого уже можно снижаться на ластах. В самом деле, как только вы пройдете глубину в три метра, погружение уже будет без проблем.

Проверив снаряжение, аккуратненько сложите его в ящик и лично пронаблюдайте за доставкой ящика к месту проведения дайвинга.

Очутившись на месте погружения, внимательно проинспектируйте наличие всего необходимого оборудования и его размерность, если оно прокатное. В том случае, если нырять приходится несколько дней кряду, проверки необходимо делать каждый раз, желательно до того, как бот отойдет от берега. В море жалобы уже не принимаются. Своё личное оборудование для опреснения лучше забирайте с собой. 

С большой внимательностью надо относиться к  подбору партнера. Хорошо, если с вами уже долгое время работает надежный партнер с большим опытом. Но чаще всего на брифинге дайверов ставят в известность: «Вот ты и ты бадди - партнеры». Если Вы со своим партнером никогда раньше не встречались, согласуйте с ним сигналы для контактов под водой.  Используемые сигналы могут быть разными, но значение их должно быть для партнеров одинаковым.  

Больше всего проблем связано с вопросительным жестом  «сколько воздуха осталось» и ответ на него, так как комбинации сигналов могут быть самыми разными. К примеру, инструктор, обратившись на глубине 25 м к клиенту, сначала указывает на него пальцем, а затем постукивает пальцем по своему манометру, интересуется насчет остатка воздуха. Партнер в ответ поднимает вверх палец левой руки, а инструктор, конечно, воспринимает этот жест как подтверждение того, что у клиента осталось всего лишь 10 бар. Он кидается к клиенту и хочет дать ему свой «октопус», а тот в свою очередь не принимает помощь, сигнализируя, что все ОК. Оказывается, на манометре «потерпевшего» не 10 бар, а все 100.

Роль дайвинг–гида значительна, но не более   

Карта дайв-сайтаМногие до сих пор не до конца уяснили назначение дайв-гида. Этот представитель центра не нянька и, даже не инструктор. В его задачу входит демонстрация самых интересных мест, и не более этого. Разумеется, в особых случаях он окажет помощь, но вообще-то сертифицированный дайвер сам должен справляться со своими проблемами. А для того, чтобы они случались как можно реже, не стесняйтесь спрашивать о местах, где предполагаются погружения.

Запомните – брифинг о месте погружения следует слушать внимательно. Обычно, для мест погружения предусмотрены планы местности. Рекомендуется перед погружением изучить такой план, обращая внимание на   течения. Советуем хотя бы приблизительно зафиксировать в памяти  маршрут движения и глубины погружений. Не забываем о том, что начальная глубина максимальная, а затем можно перейти на мéньшие глубины. Также необходимо уточнить курс, время, глубину и продолжительность погружения. Погружение должно начинаться против течения, а когда у кого-нибудь из членов группы давление доберется до 100 бар, лучше повернуть обратно и вернуться по течению к пункту старта. В противном случае дайвера может снести течением, которое под водой обычно не чувствуется.

Не стоит забывать о том, что залогом благополучного всплытия является  ваше собственное поведение.

У каждого дайвера своя физическая подготовка и свой темп передвижения под водой. Рекордные заплывы никому не нужны. Если вдруг окажется, что ваш партнер чемпион мира по плаванию - это не должно касаться вас лично.  Группа в любом случае всегда ориентируется на потенциал самого слабого.  Если под водой Вы перерасходовали свои силы и потеряли дыхательный ритм, то лучше остановиться, восстановить свои силы, и только затем  двигаться дальше. Не забывайте, дыхание под водой должно быть глубоким и медленным. И если вдруг вы начнете дышать часто и слишком быстро, подобно четвероногому другу в жаркую погоду, то гипервентиляция может привести даже к потере сознания.

Не следует под водой строить из себя супергероя. Любой благоразумный дайвер лучше выйдет из воды на 15 минут раньше, чем станет свидетелем происшествия с кем-нибудь из партнеров. Следовательно, как только возникло ощущение усталости, холода, недостатка воздуха, сразу же без промедления прерывайте погружение.

Как правильно всплывать  

Правильное вплытие очень важноНе всплывайте там, где хотя бы гипотетически может пройти дайвинг–бот или любое другое судно. Если Вам кажется, что с судна можно легко заметить дайвера среди волн, Вы сильно ошибаетесь. Тот, кто управляет катером, может запросто переехать Вас, даже и не заметив. Поэтому для всплытия лучше выбирать места, в которых судно пройти  просто не сможет,  к примеру, рядом с рифом. Ну, а если рифа поблизости нет? В подобных случаях применяется такое удобное приспособление, как специальный буй, закрепленный на пятиметровый шнур. Этот яркий, длиной 1 метр, буй запускается с глубины и сигнализирует о всплытии дайвера.

Не вздумайте всплывать под кормой дайв-бота или непосредственно под его корпусом. Лодки с большим винтом опасны, так как внезапно включенный мотор может запросто затянуть пловца. 

Всплывая, непременно зафиксируйте палец левой руки на кнопке инфлятора «выпуск» для того чтобы в случае необходимости выпустить лишний воздух, а правую руку для страховки (вдруг кто-нибудь захочет прыгнуть в воду) держите над головой вытянутой вверх. Обращаем внимание: чем медленнее всплытие, тем оно безопаснее. Но вместе с тем напрашивается вопрос: а как же насчет скорости всплытия 18 м в минуту? Многие источники  в самом деле приводят эту величину. Но это максимально допустимая скорость. Среднее значение 10 м в минуту – наиболее оптимальный вариант.  

Сильные течения, которые могут унести дайвера, – серьезная проблема. Следовательно, если погружения происходят в местах, где предположительно есть течение со скоростью хотя бы 1 узел, обязательно вооружитесь комплектом для дрейфа, в который входит:

  • буй (лучше с поддувом);
  • особое зеркальце с отверстием в середине для наведения солнечного зайчика прямо в глаза капитану;
  • пневмосирена, представляющая собой свисток, прикрепленный к BCD или  пневмосирена (мощность 120 децибел!), подсоединяющаяся как звено между инфлятором и шлангом инфлятора;  
  • стробоскоп;
  • сигнальные ракеты или фальш-веер;
  • иногда во время дайвинга в местах с очень сильным течением комплект дайвера дополняется еще и радиомаяком (небольшая рация, герметично упакованная, с одной кнопкой), на который реагируют специальные пеленгаторы на ботах.

Запасаться комплектом аварийных приспособлений для дрейфа необходимо при любых погружениях, даже в тех местах, где сильные течения не встречаются. Это необходимо для таких редких, но все же имеющих место случаев, когда дайверы уходят в воду с бота несколькими группами. После возвращения некоторых команд капитан бота интересуется у лидеров: «люди все на борту?» и, разумеется, ему отвечают «Да, на месте». Однако капитан бота имеет в виду всех дайверов, а лидеры групп только своих людей. После этого бот  снимается с якоря и уходит, а кто-то всплывает и оказывается один на один с морской стихией.  

Какие же действия необходимы для предотвращения подобных ситуаций? На корабле следует завести специальный документ, в котором должна быть отмечена текущая дата, фамилия дайвера и его автографы – один ставится перед погружением, а второй после всплытия. Если на дайв - боте один начальник, то он должен пересчитывать всех, кто ушел в воду, и всех, кто попал на борт после погружения.

Что же следует делать, если вы все-таки оказались в такой ситуации и остались в одиночестве среди морских просторов?

  • Главное - не паникуйте!
  • Постарайтесь создать максимальную положительную плавучесть. Если необходимо, избавьтесь от грузового пояса и баллона.
  • Не расходуйте понапрасну свои силы.
  • Сделайте свое присутствие в этом месте максимально заметным. Например,  соберитесь всей группой в большое кольцо и сосредоточьте усилия на то, чтобы привлечь внимание. В темноте можно включить стробоскоп, который гарантированно виден за многие километры. Также не забывайте о сирене, но воздух для нее расходуйте экономно.   
  • Постарайтесь не получить солнечные ожоги.
  • Запаситесь терпением, рано ли поздно ли, но вас найдут. 

Какой бы сложной ни была ситуация - не паникуйте! В открытом море этот  вопрос имеет первостепенное значение: как только поддался панике, считай  погиб. И несмотря на то, что фактор времени в данной ситуации выступает на первый план, в любом случае дайвер должен заставить себя успокоится, а это, в свою очередь, поможет четче распланировать порядок действий. Как свидетельствует практика, предварительное планирование с четким последующим выполнением плана намного полезнее судорожных и беспорядочных дерганий.

Современный дайвинг – это безопасный активный отдых, и если бы во время погружений выполнялась хотя бы половина рекомендаций профессионалов, то несчастных случаев вообще не было. Но, к сожалению, пресловутый человеческий фактор еще никто не отменял, и несчастные случаи все-таки происходят. Чаще всего причинами происшествий становятся элементарное разгильдяйство и грубые нарушения техники безопасности. Например, наверняка многим доводилось быть свидетелем, а то и участником, чего грех-то таить, хождений на 60-метровую глубину на воздухе. Да, многие там бывали, и все в порядке. Однако не надо думать, что так может быть всегда! Стоит неожиданно появиться малейшей проблемке, и в прессе начинают подробно смаковать детали происшествия с русскими дайверами, которые активно идут на дно.

Мы обеими руками за глубоководные погружения, но при условии основательной подготовки к ним и использования во время дайвинга  соответствующего оборудования, смесей и т.д. Большая часть людей, обучающихся на курсах глубоководных погружений, услышав «страшилки» о проблемных ситуациях, искренне сознаются, что только сейчас начинают понимать, какими они были, мягко говоря, недальновидными, когда ныряли на серьезную глубину с обычным оборудованием.

У всех дайверов должно сформироваться четкое представление о том, что на курсах любых систем можно получить только конкретную информацию, которая понадобится для погружений определенной степени сложности. И если дайвер освоил курс «Advanced PADI», то ему, естественно никто не объяснял, как нырнуть еще глубже – ведь это не входит в программу! Призываем, уважаемые ценители морских глубин, будьте осторожны – ныряйте только там и туда, куда позволяет ваша квалификация и опыт. Не забывайте о том, что типаж героя-долгожителя для дайвинга не подходит!